Россия не признает ТИР!

Напомним, что система международных дорожных перевозок (МДП), регулируемая Конвенцией МДП от 1975 года и работающая практически по всему миру, позволяет дальнобойщикам пересекать границы, как правило, без досмотра: таможня в стране загрузки пломбирует грузовой отсек или контейнер, оформляет единый для всех стран документ таможенного контроля — «TIR-карнет» (книжку МДП), а снимают пломбу уже на конечной таможне в стране назначения.

При этом гарантийные обязательства по доставке груза до таможни назначения вместе с перевозчиком несет национальная организация — член Международного союза автомобильного транспорта (IRU): в России это АСМАП, Ассоциация международных автоперевозчиков.

Так вот, еще летом российская таможня заявила, что отменит действие TIR в стране якобы из-за неуплаты перевозчиками 20 млрд рублей в казну! 

А на смену TIR придут банковские гарантии, поручительства таможенного брокера либо внушительный депозит, внесенный автоперевозчиком на счет таможни. 

Естественно, и АСМАП, и транспортники возмутились: по данным АСМАПа, за последние девять лет признаны обоснованными претензии таможни к перевозчикам только на сумму около 200 млн рублей. Всполошилась и Европа: Россия отменяет правила, по которым играет весь мир! Чиновники Евросоюза приезжали в Россию для переговоров, генеральный секретарь IRU написал письмо Дмитрию Медведеву… 
Наконец, 25 октября российские перевозчики передали президенту Путину коллективное письмо, под которым подписались руководители 1438 транспортных компаний. 

Вот выдержки из письма: «В нарушение международного законодательства и международных обязательств РФ руководитель ФТС (Федеральной таможенной службы — АР) России письмом от 4 июля 2013 года принял решение прекратить оформление перевозок по МДП — международному соглашению ЕЭК ООН, объединяющему 68 государств.

Высший орган Конвенции МДП… заключил, что действия ФТС России нарушают международный договор, призвав ФТС России отменить принятое решение. Вопреки этому, ФТС России свое решение не только не отменила, но и начала его реализацию в нескольких федеральных округах.

14 октября 2013 года Высший арбитражный суд Российской Федерации признал указанное письмо ФТС России не имеющим юридической силы. Формально исполняя решение суда, руководитель ФТС России отменил свое решение от 4 июля 2013 года, однако направил в таможенные органы новое письмо аналогичного содержания.

…Дальнейшее развитие современной России как правового государства становится невозможным в ситуации, когда руководитель федерального органа исполнительной власти не только нарушает положения международного договора, но и фактически игнорирует решения высшего судебного органа… 

Более того, руководитель ФТС России принял решение расторгнуть с 1 декабря 2013 года соглашение с АСМАП. Если с 1 декабря 2013 года Конвенция МДП в России перестанет действовать, отрасль международных автомобильных перевозок окажется парализована. 
Мы расцениваем эти действия как заранее спланированную акцию против российских автоперевозчиков и АСМАП. Взамен процедуры МДП нам предлагают воспользоваться новой, сложной и затратной процедурой с использованием платных услуг аффилированных с ФТС России структур, таких как ФГУП Ростэк, ООО СК Арсеналъ и других». 

И что же? Всего через три дня после передачи этого письма в Администрацию Президента РФ таможня начала реализацию своей программы по отмене МДП! Вначале — на территории Южного таможенного управления (оно находится в Ростове-на-Дону), в том числе на погранпереходах с Украиной. О том, что там творилось в начале ноября, красноречиво говорит тест с официального таможенного интернет-сайта: «Предпринимаются все возможные меры для разрешения ситуации… Как альтернативный вариант перевозчикам предлагают проследовать на терминалы, расположенные вблизи границы, и вместо оформления процедуры внутреннего таможенного транзита растаможить товары сразу на границе…» 

А 12 ноября действие МДП отменили и на территории Центрального таможенного управления — и погранпереходы с Украиной в Брянской области мгновенно парализовало: очередь из нескольких сотен автопоездов с украинской стороны растянулась на 16 км! 
Между тем официальный сайт таможни сообщал, что «все пункты пропуска работают в штатном режиме» и что «наблюдается незначительное скопление грузовых автомобилей». 

Мы связались по телефону с Сергеем­, водителем автопоезда с тягачом DAF XF105, который в это время находился на погранпереходе Новые Юрковичи. 

«Я загрузился в Италии, прошел через Словакию, Украину — и встал в очереди-“колейке» перед границей. Приезжаю на границу, а мне говорят: TIR-карнеты отменены, оформляй таможенную декларацию и плати. Если груз стоит меньше 3 млн рублей или же больше 3 млн, но идет по нулевой ставке таможенной пошлины, я должен заплатить 1800 рублей. Если груз дороже, то и оплата выше, либо я должен оплатить конвоирование груза от границы до таможни. Аналогичный конвой Брест—Смоленск обходится в 350 долларов. Раньше я границу проходил за час-два. Теперь стою вторые сутки! А машины прибывают и прибывают…» 

На следующий день редакция Авторевю получила письмо от таможенных брокеров (ведь Авторевю печатается в Финляндии и доставляется в Москву на автопоездах через границу!). Судя по письму, с 19 ноября действие МДП отменяется на Псковской, Себежской и Кингисеппской таможнях, а с 1 декабря, как и было обещано, на всей территории России. Логично предположить, что зарубежные страны могут ввести ответные меры по отношению к российским транспортникам. 
Дальнейший прогноз понятен: на границах случится коллапс, компании-перевозчики выстроятся в очередь по оплате «обес­печения уплаты таможенных платежей», а затем выставят счет… Кому? Правильно, заказчикам груза.

 


25.11.2013, 1134 просмотра.