Что такое TIR Carnet и Т1

Все больше и больше украинских транспортных компаний регулярно осуществляют международные автомобильные перевозки грузов с использованием положений Конвенции о совместной процедуре общего таможенного транзита Европейского Союза. Ни для кого не секрет, что выполнение международных перевозок в Европу возможно как с использованием книжек МДП, так и без их применения, а тот факт, что в последнее время появилась реальная альтернатива процедуре TIR, у многих еще вызывает сомнения. Дабы помочь перевозчику разобраться, предлагаем оценить те возможности, которые с недавних пор открыты перед украинскими автоперевозчиками.  

TIR Carnet

АсМАП, как известно, является представителем и членом МСАТ — международной организации, управляющей системой МДП. Эта система гарантирует таможенным органам различных стран уплату необходимых платежей за перемещаемые автотранспортом через/из территории грузы. Определяющим фактором получения книжки МДП является членство перевозчика в данной организации. Отстраняясь от процессуальных действий, попробуем оценить стоимость для перевозчика данного вида гарантии таможенным органам. Шаг первый — необходимо стать членом АсМАП и соответственно необходимо уплатить вступительный взнос — 500 долларов США. Второе и самое главное — внесение гарантийного депозита в размере 8000 долларов. Данные средства будут доступны АсМАП даже в течение 27 месяцев с момента выхода перевозчика из Ассоциации. Сумма может быть заблокирована и использована на оплату претензии за нарушение процедуры МДП. Данный размер гарантийного депозита установлен в 2003 году после того, как МСАТ отнес Украину в список «криминально опасных» стран. Кроме того, каждый член АсМАП уплачивает членские взносы, в зависимости от количества транспортных средств. И наконец, стоимость самой книжки МДП составляет от 170 до 250 грн., плюс страховка 60 грн. на каждый TIR Carnet 

Система внешнего транзита Т1.

Система МДП не уникальна в своем роде, и многие перевозчики начали искать ей оптимальную альтернативу. Наиболее приемлемым аналогом TIR Carnet является использование процедуры внешнего транзита, так называемой коммунитарной системы Т-1. Эта процедура применяется наряду с системой МДП в странах ЕС и ЕФТА (Исландия, Швейцария, Лихтенштейн и Норвегия). Процедура Т подразделяется на так называемый внешний и внутренний транзит. Внешний транзит подразумевает ввоз товаров в ЕС или транзит через страны ЕС, и касается товаров, происходящих из стран, не являющихся членами ЕС. Для международной перевозки таких товаров составляется документ Т1. Внутренний транзит — вывоз товаров, которые произведены на территории ЕС, в страны-члены Конвенции. Для международной перевозки таких товаров составляется документ Т2. При оформлении процедуры Т1 не требуется внесения гарантийного залога и уплаты членских взносов. Т1 немного дешевле по стоимости, экономит время при таможенном оформлении, одновременно эта процедура более удобна для транспортных организаций. Дополнительным преимуществом перевозки по процедурен является то, что количество мест доставки для одного автомобиля не ограничено. Это повышает возможности грузоперевозчика при формировании отправок мелкими партиями. 

Схема работы по данной процедуре такова:

На внутренней таможне Украины оформляется обычный перечень документов: экспортная таможенная декларация, CMR, инвойс, сертификаты, упаковочные листы. Таможне отправления не требуется дополнительных гарантий со стороны грузоотправителя или перевозчика. При оформлении экспортной таможенной декларации и документов контроля за доставкой груза, таможенный брокерзаявляет место пересечения границы. На украинской стороне экспортная таможенная декларация и документы контроля за доставкой груза будут закрыты и водитель пересекает границу, попадая, к примеру, на польскую сторону. При въезде на территорию таможенного перехода в Польше водитель с закрытой декларацией, CMR и инвойсом обращается в пункт таможенного оформления выбранного им таможенного брокера до начала оформления в таможенных органах Республики Польша. На основании имеющихся документов и без гарантийных платежей оформляется транзитный документ Т1 (вместо TIR Carnet) до места назначения груза.
Водитель с грузом едет до таможни назначения, закрывает Т1 и следует до места назначения груза. Контроль за перемещением осуществляется по системе АТЛАС. Если сравнивать TIR Carnet и Т1, то максимальный лимит ответственности по данным процедурам составляет соответственно 50000 долларов США и 250000 Евро.
Основным отличием является то, что при использовании документа Т материальная ответственность лежит на гаранте — организации, выдавшей этот документ перевозчику. Как правило, такой организацией выступает таможенная экспедиция, которая несет ответственность перед таможней собственным депозитом.  

Сдерживающий фактор

Что же сдерживает перевозчиков от перехода к процедуре Т-1? Казалось бы, по большинству вопросов процедура «Т» имеет неоспоримые преимущества. Ответ прост: процедура Т-1 действует в отношении транзита по территории стран ЕС и ЕАСТ, а при транзите по территории любой другой страны таможенным органам данных стран необходимы иные виды гарантирования доставки, как вариант — также книжка МДП. Для объективной оценки ситуации также необходимо отметить, что перевозчики пока что сомневаются в том, что процедура «Т» отработана в такой же степени, как система МДП. Действительно, опасения перевозчиков по поводу увеличения простоев, ввиду отсутствия финансовых гарантий (в виде книжки МДП) таможенным органам Украины, при транзите по территории Украины обоснованы. Однако это касается только международных перевозок в режиме транзита по территории Украины. В то же время, если международная перевозка осуществляется по маршруту Украина — ЕС, то говорить об ужесточении таможенного контроля со стороны таможенных органов стран ЕС к перевозимому в режиме транзита при процедуре Т грузу не приходится. А что касается таможенного досмотра груза и транспортного средства на таможнях стран транзита, то в данном случае и при процедуре Т, и при процедуре МДП досмотр, а, следовательно, и простой, возможен:

— при наличии информации о том, что в транспортном средстве находятся предметы контрабанды или объекты, которые непосредственно являются объектами нарушения таможенных правил и запрещены к ввозу на таможенную территорию государства;
— если товарно-транспортные документы содержат противоречивые данные о товарах;
— если возникает расхождение между данными, указанными в товарно-транспортных документах, и результатами взвешивания транспортного средства.

Также ни одна система гарантирования не освобождает перевозчика от санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и других видов контроля. При нарушении доставки товаров в таможню назначения в режиме «транзит» таможенные органы составляют протокол о нарушении таможенных правил перевозки груза держателем книжки МДП или документа Т1. Таможня проводит расследование и, при необходимости, выставляет претензии по уплате надлежащих по законодательству налогов и сборов. Претензии выставляются сначала перевозчику, а в случае неуплаты в течении трех месяцев — к гаранту. В целом процедура как по Т1, так и по МДП во многом сходна. Основное отличие заключается в том, что при процедуре МДП гарантом выступает АСМАП, а при использовании процедуры T1 перевозчик имеет возможность выбора — сотрудничать напрямую с любым из таможенных агентств стран ЕС либо стать членом объединения, которое будет гарантировать уплату сумм претензий перевозчиком.
Невозможность применения положений Конвенции о совместной процедуре Европейского Союза при транзите по территории Украины многими перевозчиками воспринимается как одно из главных условий невостребованности процедуры Т. Однако ст. 161 Таможенного Кодекса Украины заставляет пересмотреть свое отношение к данному вопросу. 

Выход

Выход из данной ситуации частично найден. Если обратить внимание на географическое расположение Украины, можно отметить, что подавляющее большинство перевозок по Европе возможно с применением процедуры Т1, при транзите по территории Украины возможно использование услуг таможенного перевозчика, чей статус гаранта доставки груза регламентирован Таможенным Кодексом Украины, а также Приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Государственной таможенной службы Украины №  34/212 от 25 марта 2004 «Про утверждение Лицензионных условий осуществления посреднической деятельности таможенного перевозчика». В тех случаях, когда перевозка в режиме таможенного транзита производится по территории стран ЕС, ЕАСТ и Украины, такой перевозчик сделает выбор в пользу использования процедуры Т1 и получения статуса «таможенный перевозчик».
Украинские автомобильные перевозчики, получившие статус «таможенного», самостоятельно гарантируют доставку перевозимых грузов таможенным органам Украины, и, таким образом, имеют конкурентное преимущество перед своими коллегами, не имеющими такового. Одним из условий получения лицензии таможенного перевозчика является наличие полиса страхования ответственности перед таможенными органами Украины с минимальным лимитом ответственности 34000 гривен. Заключив данный договор страхования и выполнив иные лицензионные условия, перевозчик имеет возможность получить статус «таможенного». В данном случае — это те минимальные требования, которые перевозчик обязан выполнить, чтобы таможенные органы Украины признали в нем гаранта, способного обеспечить надежную и своевременную доставку груза. Однако, если сумма штрафов превысит указанную в полисе сумму, разницу будет обязан возместить именно перевозчик. Поэтому, приобретая полис страхования с целью получения статуса «таможенный перевозчик», выбирайте лимит ответственности в размере максимально возможных сумм претензий со стороны таможенных органов. В Западной Европе подавляющее большинство перевозок происходит в соответствии с процедурой Т (подтверждением этому может служить тот факт, что около 60% всех книжек МДП поступает в Россию, Украину и Беларусь) и при необходимости перевозки груза, к примеру, из Германии в Россию, таможенным органам Украины необходима гарантия того, что водитель с грузом доедет до таможни назначения.
По крайней мере, около 10 автомобильных перевозчиков Украины в 2005 году получили вышеупомянутый статус, и тенденция к увеличению продаж и заинтересованности в страховании ответственности перевозчика перед таможенными органами однозначно говорит о начавшихся изменениях. В то же время считаем, что в ближайшем будущем возможно максимально плотное сотрудничество таможенных брокеров стран ЕС, граничащих с Украиной, с таможенными перевозчиками Украины.
Таможенные агентства будут заинтересованы в сотрудничестве с перевозчиками, которые смогут «соединить Европу с Россией». Таким образом, таможенный перевозчик станет выходом из неоднозначной ситуации, которая существует на сегодняшний момент касательно использования тех или иных гарантий доставки груза и определит, какая из систем гарантирования доставки груза наиболее оптимальна.